Четверг, 25.04.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход

Меню сайта
Поиск
Статистика

В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...

Министерство образования Камчатского края

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
тел/факс: +7(415-2)26-43-54             e-mail: krctc@mail.ru

Каталог статей

Главная » Материалы » Безопасность на дорогах » Безопасный маршрут

Методические рекомендации по построению интерактивного безопасного маршрута, 2021

Методические рекомендации по организации работы по построению интерактивного безопасного маршрута «дом-школа-дом» в образовательных организациях Камчатского края


Содержание

 


Данные методические рекомендации подготовлены в помощь педагогическим работникам образовательных организаций Камчатского края для организации работы по составлению интерактивного безопасного маршрута «дом-школа-дом».

Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов. Даже незначительные нарушения правил дорожного движения, невнимательность на улицах могут привести к тяжким последствиям.

Маршрут движения школьника «дом-школа-дом» (Безопасный путь в школу) – это информационный лист, который состоит из схемы и описания рекомендуемого пути движения ребёнка из дома в школу и обратно.

Практически ежедневно в течение учебного года дети посещают образовательные организации: детские сады, лицеи, гимназии, школы, различные кружки и секции. Добираться до места проведения занятий обучающимся в большинстве случаев приходится пешком. Нередко можно увидеть учащихся начальной школы, которые в силу различных причин следуют по маршруту «дом-школа-дом» самостоятельно, без сопровождения взрослых.

По статистическим данным УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю на территории Камчатского края за 5 месяцев 2021 года с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 23 дорожно-транспортных происшествий, в которых 26 детей получили травмы, 3-е из них пострадали по собственной неосторожности.

Для того чтобы сократить статистику дорожно-транспортных происшествий, а в будущем и обезопасить юных пешеходов могут помочь интерактивные технологии при построении маршрута движения школьника «дом-школа-дом». Сами по себе приложения в виде ярлыка на рабочем столе или экране телефона не сделают путь школьника безопасным, но благодаря помощи педагога при составлении информационного листа, обучающиеся могут получить максимум пользы от популярных приложений.

Вопрос по апробации интерактивного безопасного маршрута «дом-школа-дом» рассматривался Министерством образования Камчатского края и КГБУДО «Камчатский центр детского и юношеского технического творчества», выполняющий функции регионального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Камчатском крае во исполнение пункта 2.1.2. от 30.09.2020 протокола заседания Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Камчатском крае.

Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов. Даже незначительные нарушения правил дорожного движения, невнимательность на улицах могут привести к тяжким последствиям.

Апробация интерактивного безопасного маршрута «дом-школа-дом» проводилась на мобильных платформах 2GIS и MAPS.ME при поддержке педагогов дополнительного образования по направлению «Геоквантум» детского технопарка «Кванториум – Камчатка».

Более подробного познакомиться с данными приложениями можно пройдя по ссылкам.

  1. Мобильное приложение (платформа) 2GIS. Руководство по работе в приложении:

https://docs.google.com/presentation/d/1I49bsxettGSlf_Mgam55oXixwb2_MJEKYHHE2FwerVU/edit?usp=sharing

В ходе работы в мобильном приложении были выявлены положительные и слабые стороны.

Положительные стороны:

  • приложение знакомо детям, родители часто пользуются им в качестве навигатора;
  • программа позволяет детям не только построить свой безопасный маршрут «дом-школа-дом», но и познакомиться с коммуникационным пространством по пути следования от дома до школы (магазины, детские сады, аптеки и т.п.); отметить наиболее опасные участки дороги в существующей транспортно-пешеходной инфраструктуре: тротуары, перекрестки, места стоянки автомобилей и т.п.;
  • дополнительно обозначить эти участки на схеме безопасного маршрута.

Отрицательные стороны:

  • разный темп работы детей: некоторые «шустрики» пока ждали остальных, не упускали возможности зайти в стороннее приложение, поиграть или ответить кому-то в чате. Это связано с особенностями волевой системы. Внимание было рассеянным;
  • не способствует концентрации внимания детей младшего школьного возраста;
  • неожиданно севшая батарея у детей вызывала отрицательные эмоции, и приходилось просить других детей «поделиться» телефоном;
  • во время дистанционных занятий протестировать это приложение через «Демонстрацию экрана» вовсе не удалось, скорее всего, из-за повышенной нагрузки. Дети сообщали, что им не видно, или голосовые комментарии не совпадали с действиями на экране;
  • не у всех детей младшего школьного возраста есть телефоны на платформе Андроид, многие родители не хотят устанавливать на телефоны дополнительные программы;
  • учащимся 1 - 2-х классов с программой в мобильном устройстве работать еще рано, поэтому лучше разобрать безопасный маршрут «дом-школа-дом» с учениками начальной школы, используя средства наглядности и материалы традиционного обучения: бумагу, карандаши, плакаты, фотографии территории возле школы, улиц и дорог. Следует рекомендовать родителям пройти несколько раз по безопасному маршруту с вместе ребенком.
  1. Мобильное приложение (платформа) MAPS.ME. Руководство по работе в приложении:

https://docs.google.com/presentation/d/1WTDaOvlsvcBx0ZGpgSuM8LO5eYqEWT1HmsfC4z7fjjw/edit?usp=sharing

Положительные стороны:

  • новое приложение заинтересовало детей тем, что можно самим добавлять данные, а также воспользоваться готовыми маршрутами, погулять как «туристу» по родному городу.

Отрицательные стороны:

  • не у всех получилось закачать приложение (нет памяти, запрещена загрузка, только английский язык использования).

Таким образом, мнение детей разделилось. Ребятам из старших классов понравилось больше работать с программой 2ГИС: она более понятна и показывает маршрут следования точнее. Обучающимся 6-8 классов понравилось мобильное приложение MAPS.ME: карта была более содержательна и помогает быстрее ориентироваться на местности.

При выборе мобильной платформы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Особенно стоит обратить внимание на психолого-физиологические особенности младших школьников.

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

Кардинально изменяется его социальный статус - он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются такие социальные эмоции, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя от одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6–8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно таким образом организовать свою психическую деятельность.

Образная память тоже имеет свои ограничения. Дети действительно лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную.

Таким образом, надежнее всего воспроизводятся образы, включающие в себя эмоциональный компонент. Ссылка https://studopedia.su/16_74851_psihologo-fiziologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov.html

В качестве рекомендации для педагогических работников, желающих использовать интерактивные методы построения маршрута с использованием указанных программ, хочется посоветовать не бояться, изучить эти приложения, использовать данные программы на занятиях с учетом возрастных особенностей детей: ученикам младшего школьного возраста – показать в качестве ознакомления, старшим ребятам – предложить практические задания. Дети с удовольствием покажут свои знания, оперативно построят свои маршруты, а в случае затруднения у кого-либо будут готовы прийти на помощь.

Педагогическим работникам приложения могут быть полезны при подготовке к занятиям по безопасности дорожного движения.


Приложение 1

 

Интерактивный маршрут движения школьника «дом-школа-дом»
(из опыта работы)

Апробация проходила при поддержке педагогов дополнительного образования по направлению геоквантум детского технопарка «Кванториум – Камчатка» Александра Николаевича Фролова и Алексея Алексеевича Черканова.

Для пилотного проекта были привлечены члены отрядов юных инспекторов движения (далее – ЮИД) для первичной апробации интерактивного безопасного маршрута на мобильных приложениях (платформах) 2GIS и MAPS.ME из 4 образовательных организаций: МБОУ «Средняя школа № 10», МАОУ «Средняя школа № 24», МАОУ «Средняя школа № 27» Петропавловск-Камчатского городского округа и КГБУДО «Камчатский центр детского и юношеского технического творчества».

Отряды ЮИД были разделены на две группы: в декабре два отряда апробировали мобильное приложение (платформу) 2GIS, а другие два - MAPS.ME. В январе – феврале был произведён обмен платформами.

 

Ссылка по организации работы по построению интерактивного маршрута с обучающимися среднего и старшего звена https://old.krctc.edu.ru/publ/24-1-0-146

Ссылка по организации работы по построению интерактивного маршрута с обучающимися младшего школьного возраста https://old.krctc.edu.ru/publ/24-1-0-147


Приложение 2

Примерный тест по апробации интерактивного безопасного маршрута «дом – школа - дом»

  1. Укажите ваш возраст:
    • 5-7 лет
    • 8-11 лет
    • 12-14 лет
    • 14-18 лет
  2. Хорошо ли Вы знаете свой микрорайон:
    • да, хорошо
    • нет, не знаю
    • ориентируюсь, но плохо
  3. Знаете ли Вы маршруты движения транспорта и пешеходов вблизи образовательной организации:
    • да, знаю
    • нет, не знаю
  4. Знаете ли Вы безопасный маршрут следования в школу и обратно:
    • да, хорошо
    • нет, не знаю
    • приблизительно
  5. Считаете ли Вы свой путь до школы безопасным:
    • да
    • нет
    • не знаю
  6. Знакомы ли Вы с приложениями:
    1. 2ГИС:
      • да
      • нет
    2. MAPS.ME:
      • да
      • нет
  7. Оцените по 3-балльной шкале ваш уровень владения программой 2ГИС:
    • «1» - минимальный
    • «2» - средний
    • «3» - максимальный
  8. Оцените по 3-балльной шкале ваш уровень владения программой MAPS.ME:
    • «1» - минимальный
    • «2» - средний
    • «3» - максимальный
  9. В каком приложении Вам было удобнее ориентироваться (работать):
    • 2 ГИС
    • MAPS.ME
  10. Оцените по 5-балльной шкале удобство пользования программой:
    • 2 ГИС
    • MAPS.ME
  11. Оцените по 5-бальной шкале, насколько безопасные маршруты строила программа во время тестирования (1 – очень опасно, 5-безопасно):
    • 1 2 3 4 5
  12. Будете ли Вы и дальше использовать данное приложение для прокладывания безопасных маршрутов:
    • да
    • нет
    • не знаю

Презентация «Интерактивный безопасный маршрут для детей»


Скачать:

Категория: Безопасный маршрут
Просмотров: 309