Суббота, 20.04.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход

Меню сайта
Поиск
Статистика

В сети всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...

Министерство образования Камчатского края

краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
тел/факс: +7(415-2)26-43-54             e-mail: krctc@mail.ru

Каталог статей

Главная » Материалы » Безопасность на дорогах » Методическая копилка

Материалы по пропаганде СВ для школьников младшего школьного возвраста

Сценарий открытого урока
«Наш друг - световозвращатель»

Урок проводится для дошкольников и учащихся 1-4 классов по распространению комплектов световозвращающих приспособлений. Для максимальной эффективности мероприятия желательно присутствие на уроке родителей.

В случае, если одновременное присутствие детей и родителей невозможно, желательно организовать дополнительную встречу с родителями, на которой преподаватели и сотрудники ГИБДД совместно рассказывают о необходимости использования световозвращающих элементов.

Ведущие урока:

  • преподаватель;
  • представитель ГИБДД.

Участники:

  • дошкольники и учащиеся 1-4 классов;
  • родители;
  • представители педагогических коллективов.

Цель урока: объяснить детям необходимость постоянно пользоваться световозвращающим приспособлением.

Задачи:

  • объяснить детям, что такое световозвращающий элемент;
  • разъяснить необходимость использования световозвращающих элементов;
  • научить детей правильно пользоваться световозвращающим элементом;
  • закрепить умение пользоваться световозвращающим элементом;
  • закрепить понимание необходимости пользоваться световозвращающим элементом;
  • повторить правила юного пешехода.

 

 

Дидактический материал:

  • комплект световозвращающих материалов (световозвращающие элементы, упаковка, информационные материалы);
  • информационные плакаты (планшеты).

План урока:

  • Обращение к детям и родителям.
  • Демонстрация световозвращающих элементов и правил использования.
  • Проверка полученных знаний и навыков.
  • Раздача световозвращающих элементов.

Ход урока

Преподаватель: Сегодня мы поговорим о том, что волнует всех - и детей, и взрослых. Мы поговорим о безопасности. Все мы живем в большом городе, где много улиц и много машин. Вы уже знаете, как правильно вести себя на улице. Давайте вспомним простые правила пешехода:

  • переходи проезжую часть только по пешеходному переходу;
  • переходить проезжую часть только на зеленый сигнал светофора;
  • чтобы перейти проезжую часть, сначала посмотри налево, а потом – направо;
  • никогда не играй на проезжей части.

Какие еще есть правила безопасности? Об этом нам сейчас расскажет наш гость инспектор ГИБДД (должность, фамилия, имя, отчество).

Представитель ГИБДД: Здравствуйте, уважаемые дети и родители! Обязательно соблюдайте правила дорожного движения, про которые вам только что напомнила учительница. Существует еще одно правило, чтобы быть в безопасности на улице в темное время суток.

Есть много людей, которые работают на улице ночью, в темноте. Для того, чтобы быть заметными для водителей, они носят специальную одежду (одежда демонстрируется на плакате).

На этой одежде есть специальные рисунки, которые ярко светятся в лучах автомобильных фар. Сейчас светло, и эти рисунки незаметны. Но как только в темноте на них попадет немного света, эти рисунки на одежде станут светить ярко-ярко. Такие рисунки есть на одежде полицейских, сотрудников ГИБДД, дорожных рабочих, всех людей, кто работает в темное время суток на улицах и дорогах. Это сделано для безопасности.

Думать о безопасности нужно всем маленьким пешеходам и их родителям. Специально для детей придумали вот такие световозвращающие элементы, которые отражают свет автомобильных фар и защитят вас в темноте на улице. Такой световозвращающий элемент можно надевать на любую одежду, и на теплую куртку, и на летнюю рубашку. Посмотрите, одно простое движение - и браслет надежно обхватил мою руку (демонстрирует светоотражающий браслет, надевает на себя).

Световозвращающий элемент надежно защитит вас на дороге. Это ваш друг, помощник и защитник.

Преподаватель: Ребята, давайте попробуем надеть светоотражающий браслет, научимся им правильно пользоваться (вызывает одного за другим несколько человек, надевает и снимает браслет, дети пробуют сделать это самостоятельно).

Представитель ГИБДД: Вы убедились, что пользоваться светоотражающим браслетом совсем несложно, а очень интересно. Я хочу, чтобы все поняли, как он важен для маленьких пешеходов. Эта светящаяся полоска защитит жизнь и здоровье детей

Сейчас каждый из вас получит светоотражающий браслет. Я хочу вас попросить, чтобы вы пользовались им сами, рассказали о нем своим родителям и друзьям. И никогда не нарушайте правила дорожного движения! (детям раздают комплекты световозвращающих приспособлений)

Представитель ГИБДД: Пусть каждый из вас попробует надеть светоотражающий браслет. Он сделаны так, чтобы вы могли их легко надевать и снимать. Не забывайте, что хранить световозвращающий браслет лучше в свернутом виде, тогда он дольше будет послушным (дети надевают и снимают браслеты. Преподаватель и сотрудник ГИБДД помогают им в случае затруднений).

Преподаватель: Посмотрите внимательно, здесь есть памятка юного пешехода. Мы уже вспоминали сегодня основные правила. Давайте повторим их.

Опрос детей:

  1. На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?
  2. Где пешеходы могут переходить проезжую часть?
  3. Что поможет защитит пешехода в темное время суток?

(дети отвечают на вопросы)

Преподаватель: Теперь вы все хорошо запомнили правила. Давайте будем их соблюдать.

Вспомогательное оборудование

В качестве вспомогательного оборудования при проведении открытого урока используются плакаты, специально разработанные в той же стилистике, что и комплект световозвращающих приспособлений. На плакатах размещены основные правила дорожного движения для юных пешеходов, рисунки, иллюстрирующие правила пользования световозвращающими элементами. Дополнительным элементом стали изображения героев урока: сотрудника ГИБДД и дорожника.

После проведения мероприятий акции данные плакаты могут быть размещены в дошкольных и школьных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по ПДД для учащихся 1-4 классов
«Будь заметным на дороге!»

Цель: снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий среди детей в тёмное время суток.

Оборудование: ноутбук, проектор, светоотражатели (жилеты, повязки, наклейки, браслеты и т.д.), костюмы, декорации для сказочных героев, чёрная кошка.

Ход мероприятия

Учитель. Дорогие ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено светоотражающим элементам и как с их помощью не попасть в беду.

Большинство аварий происходит утром и вечером, именно в это время большинство людей направляются на работу, в школу или возвращаются домой. В тёмное время суток человек воспринимает только 5% информации от той, которую он видит днём. Поэтому частой причиной ДТП становится то, что водитель не успевает вовремя заметить пешехода и среагировать. Светлая, яркая одежда или какая- нибудь яркая деталь - жёлтый или белый шарф, шапка, яркие полосы на куртке и т.д., делают пешехода гораздо заметнее в тёмное время суток.

Но лучше всего использовать элементы из материала со светоотражающим эффектом, прикреплённые к одежде, школьному рюкзаку или велосипеду. Ещё лучше, если у тебя будет светоотражающий жилет. Тогда ты точно не попадёшь в беду. Жилет отражает свет в темноте и помогает заметить пешехода в ночное время намного раньше. Обычно вечером водитель может заметить пешехода за 25-30 метров, но если на тебе есть жилет или светоотражатель, водитель заметит тебя почти за 150, а если у него включен дальний свет, то и за 400 метров.

Учитель. Сегодня мы раскроем секрет, как работают эти светлячки безопасности и кто их придумал. Для этого мы отправимся в Древнюю Грецию.

Евклид. Ребята, более двух тысяч лет назад я описал законы распространения и отражения света и сформулировал знаменитый закон: угол отражения равен углу падения.

Архимед. А я использовал этот закон в военных целях. Когда мой родной город Сиракузы атаковал большой римский корабль, я велел защитникам города отполировать свои металлические щиты до зеркального блеска, после чего приказал направить все солнечные зайчики от этих щитов в одну точку на корабле. Деревянная обшивка римского судна нагрелась до высокой температуры и вспыхнула. В результате вражеский корабль сгорел.

Евклид. В другой раз Архимед предложил воспользоваться законом отражения света для возведения маяка.

Учитель. Этим он предвосхитил изобретение современного уголкового отражателя. Свет фары автомобиля попадёт в отражатель, прикреплённый сзади к велосипеду, и вернётся обратно в фару, а не в глаза шофёра. Благодаря открытиям древних учёных, люди научились изготовлять линзы. Очень эффективны световозвращающие покрытия, основанные на эффекте линзы. Делаются они так: специальная плёнка покрывается лаком, насыщенным множеством мельчайших стеклянных шариков, которые и являются линзами. Когда свет фар машины направляется на знак, стеклянные шарики преломляют его, фокусируют и отражают строго в обратном направлении. Другими словами, они "возвращают свет", поэтому и плёнка называется световозвращающей. Они применяются для изготовления информационных и рекламных щитов, вставок в спецодежду ГИБДД, МЧС и пожарных, одежды для детей и др. А подвески из световозвращающего покрытия, прикреплённые к одежде пешехода, помогают водителю в темноте заранее заметить человека на дороге.

(Учитель показывает различные светоотражатели: наклейки, браслеты, брелки, ленты, жилет и т.д.)

Выходит ученик (в руках у него кошка). Мы видим окружающие предметы, потому что они отражают свет. Светятся ли в темноте глаза у кошек? Если посадить кошку в комнату без окон, то в полной темноте не увидишь ни кошки, ни её глаз. Сияние кошачьих глаз объясняется тем, что они могут отражать свет от внешнего источника. Наши предки об этом не догадывались, и чёрные кошки со светящимися глазами на протяжении веков вызывали у них страх и считались спутницами ведьм, а убеждение, что глаза кошек светятся сами собой, дожило и до наших дней.

Учитель. Ребята, а давайте посмотрим, что может произойти, если не использовать светоотражатели на одежде в тёмное время суток.

Сказка «По щучьему велению».

Ведущий. Жил, Емеля, не тужил, полёживал на печи. Щука ему во всём помогала. Да надоело ему в деревне, захотел он путешествовать, мир посмотреть. Просит щуку ему в этом помочь. А щука сказала, что путешествовать на печи сейчас опасно, ведь правил дорожного движения Емеля не знает, и в темноте печка совсем незаметна, можно в аварию попасть.

Емеля (выезжает на печке) Прям уж опасно? Печка моя ни в какую аварию не попадёт, она большая и видно её издалека. А без правил и подавно обойдусь.

Ведущий. И поехал Емеля на своей печке через лес. Ехал, ехал и встретились ему разбойники.

Разбойники. Здорово, Емеля, куда путь держишь?

Емеля. Да вот путешествовать хочу, белый свет посмотреть как там и что. А щука моя говорит, что это опасно, в аварию попаду, не зная правил дорожного движения. А вы знаете эти правила?

Разбойники. Да зачем они нам нужны, обойдёмся без этих правил (разбойники поют и танцуют).

(Звучит музыка песни разбойников «Говорят мы Бяки, Буки»)

С правилами мы не дружим,
Ну зачем нам ПДД?
Мы вдвоём живём не тужим
В ПДД не «бе» ни «ме»

Припев:
Ой ля, ля. Ой ля, ля ПДД - всё ерунда;
Ой ля, ля. Ой ля, ля, эхма!
Где мы ходим по дороге?
Там, где только захотим.
Нас машины объезжают,
А иначе в глаз дадим!

Припев (тот же)
Разбойники. Ну, Емеля, возьми нас с собой, а дорогой беспредельничать будем.

Ведущий. Отправились разбойники и Емеля в путь. Наступила

ночь. Выехали они на дорогу. Стали громко кричать, размахивать руками, чтобы всех распугать. Но им это не помогло, немного погодя, врезалась в печку машина. Произошла авария.

Раздаётся скрежет, звук аварии, крики. Звучит сигнал скорой медицинской помощи. Выходит мальчик-врач, помогает пострадавшим, поднимает и сажает на стулья. Выходит мальчик в световозвращающем жилете.

Мальчик. Что же вы творите? Мало того, что правила дорожного движения не соблюдаете, так ещё и передвигаетесь в темноте без световозвращающих элементов на одежде. Если бы они у вас были, то водитель заметил бы вас за 400 метров и не было бы этой страшной аварии. В Лапландии даже оленям жилеты надевают, что бы они были заметны в темноте и с ними ничего не случилось. Вот и вам они просто необходимы (надевает им светоотражающие жилеты).

Емеля и разбойники. Спасибо, мальчик! С этого дня мы тоже будем соблюдать правила дорожного движения и носить светоотражатели на одежде. Мы больше в больницу не хотим.

Учитель. Ребята, видите, как необходимы сейчас светоотражатели на одежде. А сейчас я хочу проверить внимательные ли вы.

Викторина

Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?

  1. Зажечь свечку.
  2. Громко кричать, махать руками.
  3. Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде светоотражатели.

Почему световозвращатели так называются?

  1. Потому что они посылают свет на Солнце.
  2. Они возвращают свет в тот источник, откуда он пришёл.
  3. Они возвращают свет, если его отключили.

Почему у кошек в темноте светятся глаза?

  1. Потому что кошки ночью связываются с потусторонним миром.
  2. Кошки имеют электрический заряд.
  3. В них отражается свет от внешнего источника.

Почему светится катафот велосипеда?

  1. Внутри сидит кошка, у неё светятся глаза.
  2. Потому что он состоит из многогранных пирамидок и отражает свет от внешнего источника.
  3. Внутри горит фонарик.

Какие цвета одежды наиболее защитят тебя в тёмное время суток?

  1. Оранжевый и жёлтый.
  2. Серый и фиолетовый.
  3. Цвет хаки.

С какого расстояния водитель может увидеть пешехода в светоотражающем жилете?

  1. 4 000 сантиметров.
  2. 400 метров.
  3. 40 километров

Учитель. Ребята, сегодня мы раскрыли секрет, как работают светлячки безопасности и кто их придумал. Нельзя быть беспечными на дороге. Ведь самый верный способ защитить себя - это быть готовым к возможному возникновению опасности и уметь быстро принимать меры предосторожности.

(Вручает ребятам светоотражающие браслеты и памятки «Не играй с водителями в прятки!»)

 

«Световозвращающая подвеска своими руками»

Световозвращающие элементы изготавливаются из световозвращающих материалов и предназначены для увеличения видимости пешеходов, велосипедистов, детских колясок в темное время суток в свете фар. Таким образом, они способствуют предотвращению дорожно-транспортных происшествий. В темноте водители транспортных средств обнаруживают пешехода, имеющего световозвращатели, с большего расстояния по сравнению с пешеходом без них.

Сделать световозвращающую подвеску можно своими руками, для этого потребуется:

  1. Картон.
  2. Ножницы.
  3. Клей.
  4. Тесьма или ленточка.

 

 

 

 

Бумага или ткань со световозвращающим эффектом. Вырезать из бумаги трафарет (форму) будущей световозвращающей подвески. Ее форма может быть различной.

Вырезать из картона по трафарету две одинаковые детали, которые будут служить основанием световозвращающей подвески.

По тому же трафарету вырезать из бумаги или ткани со световозвращающим эффектом две одинаковые детали, которые будут лицевой стороной световозвращающей подвески.

 

Наклеить деталь со светоотражающим эффектом на каждое картонное основание световозвращающей подвески.

 

 

Нанести клей на внутреннюю картонную сторону основания световозвращающей подвески.

Закрепить тесьму или ленту на внутренней стороне основания световозвращающей подвески

Соединить два основания световозвращающего элемента между собой.

Световозвращающую подвеску необходимо прикрепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам и т.п. таким образом, чтобы на нее попадал свет фар автомобилей.

Рекомендуется крепить световозвращающие подвески с двух сторон, чтобы они были видны водителям в обоих потоках движения.

Категория: Методическая копилка
Просмотров: 662